Всё меню

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ

Добро пожаловать в Литературный Владикавказ –город, который играл значительную роль в развитии литературы и искусства на Кавказе. Владикавказ вдохновлял многих талантливых людей, которые оказали влияние на формирование культурного облика России. Вы узнаете о литературных деятелях, чьи произведения до сих пор завораживают читателей по всему миру.

С появлением письменности осетины начали создавать собственные литературные произведения на родном языке. Важным фактором в развитии литературы стало создание алфавита для осетинского языка в XIX веке, что способствовало развитию письменной культуры народа, который сумел выжить в тяжелейших условиях, едва не канув в Лету со многими другими народами после татаро-монгольского нашествия.

Сегодня мы коснемся творчества нескольких талантливых и одаренных людей, внесших весомый вклад в развитие и популяризацию литературы в Осетии.

Дом Газданова

А начнем мы наше путешествие с рассказа о жизни и творчестве незаслуженно забытого в советский период гения, представителя русской эмиграции Гайто Газданова!
Это дом, в котором проводил свое детство маленький Гайто.

Владикавказская крепость, изначально построенная на осетинской земле, имела осетинский форштадт – Ирыкау, получивший имя Осетинского аула, а позже прозванный Осетинской слободкой.
Среди первых осетинских поселенцев была и семья Газдановых. Выходцы из селения Урсдон Алагирского ущелья, представители древнего рода Кусагонтæ, они принадлежали к почтенным семействам Осетинского форштадта.

Кто именно из Газдановых построил добротный особняк в Ирыкау, достоверно неизвестно. Однако дом этот стал колыбелью целой плеяды выдающихся людей. С середины XIX века дом Газдановых на правах хозяина держал дед будущего писателя — Саге (Сергей) Газданов.

Сыновья Саге получили столичное образование. Один из них, Баппи (Иван) Газданов – отец Гайто, окончил Лесной институт в Санкт-Петербурге. Там и прошло раннее детство Гайто Газданова. После смерти от болезни отца в 1911 году мать решила отдать Гайто в Петровский Полтавский кадетский корпус. Через год Вера Николаевна забрала сына из корпуса в Харьков. Там он поступил во 2-ю городскую гимназию.

Меж тем в России случились две революции, бушевала Гражданская война. В 1919 году Гайто Газданову шел шестнадцатый год – самое время бредить подвигами и искать место в меняющемся мире.
Гайто приписал себе лишний год и вступил в армию Врангеля. В своем во многом автобиографическом романе «Вечер у Клэр» Газданов так объясняет причину вступления в ряды Белой армии: «Я хотел знать, что такое война, это было все тем же стремлением к новому и неизвестному. Я поступал в белую армию потому, что находился на ее территории, потому что так было принято; и, если бы в те времена Кисловодск был занят красными войсками, я поступил бы, наверное, в Красную армию». В 1919 году он навсегда покинул Россию, уплывая в Константинополь с сотнями тысяч таких же, как он, изгнанников. В Константинополе Гайто Газданов поступил в русскую православную гимназию. Потом гимназия перебралась в Болгарию, и Гайто последовал за ней, а в 1923 году окончив гимназию, отправился в Париж. В Париже его в конце концов ждал завод «Рено», на котором он смог заработать на вид на жительство. Но до этого прошло несколько лет нищенской жизни обычного чернорабочего и клошара. В 1928 году писатель устраивается ночным таксистом и поступает на историко-филологический факультет Сорбонны.

В 1929 году в Париже небольшим тиражом напечатали первую книгу Гайто «Вечер у Клэр». Она стала событием в читательском мире. Самые видные критики эмиграции с восторгом отмечали дебют молодого автора. Роман одобрил строгий судья – Иван Бунин.

В феврале 1930 года наиболее известный в мире русский писатель Максим Горький писал Газданову: «Вы, разумеется, сами чувствуете, что Вы весьма талантливый человек, к этому я бы добавил, что Вы еще своеобразно талантливы – право сказать, я это выношу не только из “Вечера у Клэр”, а также из рассказов Ваших – из “Гавайских гитар” и других».
Вскоре Газданов женился на русской эмигрантке родом из Одессы Фаине Ламзаки, с которой счастливо прожил до самой своей кончины. В 1943 году они вместе пережили оккупацию Парижа, участвовали в движении Сопротивления. В 1953 году они перебрались в Мюнхен, где Газданову предложили работу на радиостанции «Свобода». Здесь он прошел путь от корреспондента до редактора Русской службы! П исатель умер в 1971 году. Похоронен на русском кладбище под Парижем.

Книги Газданова вернутся на родину лишь в конце 80‑х годов ХХ века. Гайто написал восемь блестящих романов, более сорока рассказов, яркие эссе.
Владикавказский же дом Газдановых до сих пор помнит маленького мальчика Гайто, который проводил знойные южные дни, валяясь в траве на высоком берегу Терека или скрываясь в тени сада, с книгой в руке.

Гаппо Баев

В ограде Осетинской церкви одно из центральных мест занимает могила Георгия (Гаппо) Васильевича Баева – видного осетинского публициста, переводчика, Головы г. Владикавказ, автора нескольких этнографических трудов по истории Кавказа.

Гаппо (Георгий Васильевич) Баев родился в 1869 году в с. Ольгинское.
В 1889 году окончил Владикавказскую гимназию, в 1894 — юридический факультет Новороссийского университета. Вернувшись в Осетию, Г.В. Баев начинает заниматься адвокатской практикой (1895 – 1905) и становится одним из лидеров общественного и национально-культурного движения.

В 1905 году Гаппо Баев был избран гласным Владикавказской городской думы, и затем в 1910 году – городским головой Владикавказа.
Гаппо Баев уделял большое внимание изучению истории и культуры осетинского народа.

В 1899 году Гаппо Баев добился издания сборника стихов его друга Коста Хетагурова «Ирон фӕндыр». В том же году по инициативе Г. Баева во Владикавказе к столетию рождения поэта была открыта Пушкинская школа-пансион для горцев.

Гаппо Баев дружил и работал совместно с русскими иранистами, с академиком Всеволодом Миллером, автором «Осетинских этюдов» (1881-1886).
В 1920 году Гаппо Баев перебрался в Тифлис, где редактировал газету «Ног цард». В 1921 году после установления власти большевиков в Грузии он уехал в Стамбул, в 1922 году – эмигрировал в Германию, работал редактором в издательстве Е. Гутнова, участвовал в работе семинара по восточным языкам Берлинского университета, где с 1926 года до самой смерти преподавал осетинский язык.
Умер Гаппо Баев 24 апреля 1939 г. Похоронен в Берлине.

12 апреля 1995 года из Берлина был доставлен прах Гаппо Баева и был перезахоронен на родной земле.

Дом Попова

Этот роскошный особняк принадлежал семье купца Якова Степановича Попова, владевшего чайным магазином на Александровском проспекте. После его смерти все богатое наследство Попова перешло к сыновьям – Петру и Степану. Они же взяли на свое попечение и младшую сестру Анну. Анна Яковлевна Попова родилась в 1865 году. Воспитанная в патриархальной семье, получившая отличное домашнее образование, она считалась одной из самых завидных невест города.

В конце лета 1885 года во Владикавказ приехал Коста Леванович Хетагуров. Осетинскому поэту, художнику и просветителю шел 27 год. Жилья у него не было, приходилось скитаться по друзьям и родственникам, зарабатывая на хлеб живописью. Свободное время он проводил на бульваре. Там он впервые и увидел Анну Попову. Девушка привлекла его своей особенной внешностью, одухотворенной красотой и обаянием. Коста потерял покой и стал искать возможность быть представленным ей. Сама идея такого знакомства выглядела бесперспективной: он, не имеющий ни своего угла, ни постоянного заработка, – и Анна Попова, происходящая из зажиточной купеческой семьи.

Удрученный создавшимся положением, он, тем не менее, продолжает тайком любоваться Анной. Их встреча всё-таки состоялась втайне от родственников, воспротивившихся подобному знакомству.
Понимая, что подобная связь несбыточна и вызовет неудовольствие семьи, Анна Яковлевна решает порвать отношения с Коста и объявляет ему, что «им лучше не быть знакомыми». Ошеломленный услышанным, Коста, напишет известное стихотворение под названием «Многоточие», в котором есть такие строки:

«…Густая пыль столбом… и понеслась карета…
Завод… чугунный мост… базар… застава… степь…
Безумная!.. Постой!.. Не покидай поэта!..
Не разрывай надежд и грез заветных цепь…»

Судьба Анны Яковлевны сложилась несчастливо. Долгое время она прожила в Гори, позже – в Тбилиси, где и умерла в нищете и забвении в 1940 году.

Михайловская площадь

Центральная площадь Владикавказа, ныне площадь Свободы, ранее носила название Михайловской – в честь наместника на Кавказе Великого князя Михаила Николаевича. От ее прежнего облика не осталось почти ничего, однако, именно отсюда начинается не только главная улица Владикавказа – проспект Мира, но и начинался почтовый тракт до Тифлиса.

Гостиница при почте, от которой осталась лишь одна стена, видела, как минимум, трех великих русских писателей: Пушкина, Лермонтова и Грибоедова. Впоследствии в «Отдельных заметках» Грибоедов отметит: «известно, что осетинское племя, ныне заключенное в среднем Кавказе, прежде далеко по плоскости простиралось до Таври и Понта-Эвксинского».

Пушкинский сквер

Сам сквер, существовавший задолго до присвоения ему имени Пушкина, представлял собой небольшой площади прямоугольник с шестью аллейками, сходящимися к центральному кругу. В честь приезда во Владикавказ императора Александра III здесь была установлена резная деревянная беседка, прозванная Царской. Беседка эта, являвшаяся одной из достопримечательностей Владикавказа, была снесена в 1920‑е годы как примета «буржуазности». Чуть позже и сам «опальный» сквер был переименован в сквер Красных пожарников, а позже и вовсе уничтожен. В 1937 году, когда весь СССР помпезно отмечал 100‑летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, городским властям пришел запрос из Москвы: существует ли в городе Пушкинский сквер? И недалеко от старого сквера разбили новый Пушкинский сквер.

Пребывание А. С. Пушкина в Осетии оставило значительный след в его жизни и творчестве, открыло новые страницы в русско-кавказских культурных связях. Две поездки по Кавказу (1820 и 1829 гг.) были отмечены поэмами «Кавказский пленник» и «Тазит». Но и в жизни Владикавказа Пушкин оставил свой след. В 1889 году Гаппо Баев издал труд «Пушкин в жизни горцев». А в 1899 году, к 100-летию поэта было открыто Пушкинское училище.

Дом Оганова

Удивительный, причудливый особняк, принадлежавший когда-то купцу Оганову, появился здесь в 1904 году. Однако ранее на этом месте располагалось небольшое здание, где квартировала фотографическое ателье Сергея Николаевича Алонкина. Судьба его самого, и его младшей дочери причудливо переплетается с судьбой русской литературы.
В 1893 г. скоропостижно умирает отец Сергея — Николай Иванович, и семья покидает Владикавказ.

Ателье Алонкина перешло к его ученику Александру Кузьмичу Джанаеву-Хетагурову, который выкупил его в 1898 г.
В Санкт-Петербурге в семье Алонкиных родилась третья дочь – Мария (Муся), которой суждено было войти в историю литературы как один из прототипов знаменитой Ассоль из повести Александра Грина «Алые паруса».

Михаил Булгаков

На пересечении улицы Маяковского и проспекта Мира мы увидим памятник великому русскому писателю Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Остановимся на владикавказском периоде его жизни. Во Владикавказ Булгаков попал осенью 1919 года в качестве военного врача с частями Армии Юга России под командованием Деникина.

1919 год был для Владикавказа кровавым. Бушевавшая Гражданская война оборачивалась массовыми казнями, грабежами и убийствами. Честно выполняя свой врачебный долг, Булгаков стал невольным свидетелем жестоких преступлений. Смену власти во Владикавказе он пережил в тифозном бреду. Заболел еще при «белых», а очнулся уже при «красных».
Мужество, забота и любовь жены помогли Булгакову одолеть недуг.

В первое время Булгаков со своей верной женой Татьяной Николаевной скитался по съемным углам, затем поселился в доме генерала Гаврилова. Здесь они прожили более полугода.
Летом 1920 Булгаков написал свои первые пьесы: уже 6 июня на сцене «Первого советского театра» была показана одноактная комедия Михаила Булгакова «Самооборона», а осенью 1920 года вышла четырехактная драма «Братья Турбины».

Незрелая, по словам самого автора, вещь превратилась со временем в один из самых значительных романов XX века, а город, который Булгаков покинул в 1921 году, так и остался в его воспоминаниях. Бесприютный, неустроенный Владикавказ появляется и в «Театральном романе», и в первых редакциях «Мастера и Маргариты».
Владикавказ стал колыбелью его творческого пути. И мы, конечно, гордимся этим.

ЗАВЕРШЕНИЕ

На этом мы завершаем свой, надеюсь, не последний рассказ об истории литературы Осетии и о деятелях, чей вклад в развитие литературы всего Кавказа трудно переоценить. Во многом, благодаря их творчеству, преданности и самопожертвованию, литературная Осетия продолжает жить, вдохновлять и поражать своим многогранным наследием, зажигая на литературном небосклоне новых звезд.

Интерактивный тур по маршруту