Всё меню
Сосланбек Дафаевич Тавасиев (1894−1974) — скульптор, лауреат
Государственной премии СССР, народный художник Башкирской и Северо-
Осетинской АССР.
Ростан Сосланбекович Тавасиев (1938−2006) — график и живописец,
художник декоративно-прикладного искусства.
Сосланбек родился в северной Осетии, в небольшом селении, которое
затерялось высоко в горах Дигорского ущелья. Одним из самых ярких
впечатлений юности было путешествие через перевал Дигорского ущелья в
Алагир, затем во Владикавказ, где отец устроил его в подготовительный
класс гимназии. С 1915 по 1920 годы — период ратных подвигов будущего

скульптора. За участие в Гражданской войне Сосланбек Дафаевич был
награждён орденом Красного Знамени.
В 1921 году Тавасиев уехал в родное селение Синдзикау и два года работал
вместе с сельскими мастерами, создававшими традиционные надгробные
памятники, как это было принято в Осетии. Там он постигал искусство
работы с камнем, орнаментом, отражающим дух и культуру народа.
Народные образы прочно вошли в искусство Тавасиева. Его дипломной
работой в петроградском Высшем художественном институте (б. Академии
художеств) стал макет памятника-обелиска для братской могилы в
Оржоникидзе со скульптурным портретом осетинского воина. Последующие
его произведения на протяжении ряда лет также связаны с темой воинского
подвига. В частности, скульптурный рельеф — многофигурный и
многоплановый, — посвящённый памяти павших при защите Дигорского
ущелья. Скульптурный портрет «Кермен» 1925 года — собирательный образ
осетинского воина, созданный в память о легендарном народном герое
Осетии Чермене. В 1930-е годы художник создаёт оригинальный проект
музея Северной Осетии. В 1949 году в Орджоникидзе установлен памятник
дважды Герою Советского Союза генералу И.А. Плиеву работы Тавасиева.
В 1955 году он завершил многолетний труд над памятником
основоположнику осетинской литературы, поэту, просветителю Коста
Хетагурову. В семейном архиве Тавасиевых хранятся уникальные материалы
по поиску образно-пластического решения памятника. В собрании Музея-
заповедника «Абрамцево» представлен гипсовый макет монумента.
Вершиной творчества Тавасиева признан памятник Салавату Юлаеву в Уфе
(1967), являющийся одним из самых значительных произведений
отечественной монументальной скульптуры последней трети ХХ века.
Творчество Ростана Тавасиева многогранно, оно обращается к разным видам
искусства — графике, живописи, декоративному искусству — однако в
большей степени поглощено стихией художественного текстиля.
Многоцветные расписные ткани с большой убедительностью выразили весь

потенциал мастера — блестящего рисовальщика, декоратора и колориста,
увлечённого тайнами отечественной и мировой истории и яркими
страницами истории искусства.
В 1965 году он окончил художественно-графическое отделение МГПИ, затем
преподавал там рисунок и живопись. Долгое время работал художником на
Комбинате прикладного искусства в Москве (1970−1991 годы). Атмосфера
семьи, где отец — один из лучших отечественных скульпторов 1920−1950-х
годов, а мама, Мария Фёдоровна, — талантливый художник-текстильщик,
сформировала творческое мироощущение Тавасиева-сына.
Однако не родная Москва (он родился в Москве), а подмосковное Абрамцево
становится настоящим домом и той большой художественной мастерской, в
границах которой формируются мировоззрение мастера и его
художественный вкус. К слову сказать, в абрамцевском Посёлке художников
с 1934 года на даче-мастерской живёт его отец — Сосланбек Тавасиев. Он
стоял у истоков образования творческого коллектива «Ново-Абрамцево».
Небольшой уголок родной земли, столь важный для русской истории и
культуры, замечателен не только своей природой, пейзажами,
запечатлёнными Поленовым, Васнецовым, Левитаном, Коровиным и
Нестеровым, но и величественными событиями, происходившими под сенью
древних стен и сводов Троице-Сергиевой Лавры, Хотьковского монастыря и
городка Радонеж. Усадьба Мамонтовых, с её художественными
коллекциями, мастерские великих русских художников М. Врубеля и В.
Серова, П. Кончаловского, И. Машкова, И. Грабаря, В. Мухиной, А.
Герасимова и многих других находились по соседству. Здесь сложилась
напряжённая творческая атмосфера, пребывая в которой невозможно было не
стать художником.
Выставка «Тавасиевы. Художественная династия» призвана обратиться к
«корням»
художественного
мировоззрения,
продемонстрировать
произведения скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства
XX века, уникальные архивные материалы и рисунки с поисками образно-

пластических решений. Она, в какой-то мере, возвращает отечественной
культуре всё многообразие богатого творческого наследия Тавасиевых.
Выставка продлится до 10 июня.